- РЕАЛИЗМ
РЕАЛИ́ЗМ (от позднелат. realis — вещественный, действительный), художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, Р. стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения. Искусство Р. показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, активную преобразующую роль общественных движений.
В широком смысле категория Р. служит для определения отношения произведений литературы к действительности, независимо от принадлежности писателя к той или иной литературной школе и направлению. Всякое подлинное искусство в определённой мере отражает реальность — в этом смысле понятие Р. равнозначно понятию жизненной правды и применяется к самым разнородным явлениям литературы. Так, говоря о реалистичности Гомера и Данте, У. Шекспира и Ж. Расина, имеют в виду, что их произведениям присуща глубокая жизненность и истинность. Понимание Р. как правды жизни имеет общеэстетическое, но не конкретное литературоведческое значение. В более строгом смысле термин «Р.» обозначает метод или литературное направление (см. Направление и течение), с наибольшей последовательностью воплотившие принципы жизненно-правдивого отражения действительности, осознанно устремленные к художественному познанию человека и окружающего мира. Нередко значение термина «Р.» раздваивается: на Р. как метод (творческую установку) и Р. как конкретно-историческое направление, сформировавшееся в XIX в.
Вопрос о времени возникновения и этапах становления реалистического метода и направления (как и вопрос о взаимоотношениях самих этих понятий) остается спорным. Некоторые советские исследователи полагают, что реалистическая установка или реалистические принципы отражения возникают в древние времена и затем проходят ряд исторических этапов («античный Р.», «Р. Возрождения», «просветительский Р.», Р. XIX в., «социалистический Р.»); другие связывают начало Р. с эпохой Возрождения; третьи ведут отсчет от XVIII в., когда сформировался жанр семейно-бытового и социально-бытового романа. Наиболее широко бытует точка зрения, согласно которой Р. как направление (метод) сформировался в 30‑х гг. XIX в., когда в европейских литературах принцип правдивого изображения мира утверждается с наибольшей полнотой, в наиболее развитых социально-аналитических формах.
Непосредственным предшественником Р. в европейской литературе явился романтизм конца XVIII — начала XIX вв. Сделав предметом изображения необычное, создавая особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей, он одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому Р. развивался не как антагонист романтизма, а как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие художественных образов («колорит места и времени»). Между романтизмом и Р. 1‑й половины XIX в. не всегда легко провести четкие границы («Шагреневая кожа» О. Бальзака, «Пармская обитель» Стендаля, романы В. Гюго, отчасти Ч. Диккенса). Вместе с тем типично романтические мотивы все более отчетливо трансформируются в реалистические, обретают опору в социальном исследовании («Красное и черное» Стендаля, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
Новый этап развития европейского Р., отмеченный принципиальным разрывом с романтической традицией, начинается с середины XIX в. (Г. Флобер, У. Теккерей). В России, где основы Р. были еще в 20—30‑х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Р. XIX в. принято называть критическим реализмом. Советское литературоведение восприняло это понятие от М. Горького, употребившего его, чтобы подчеркнуть обличительную направленность большинства произведений мировой реалистической классики. В этом смысле термин вполне отвечает своему назначению, поскольку Р. действительно показывает несоответствие буржуазного строя нормам человечности, критически анализируя и осмысляя всю систему общественных отношений. По замечанию К. Маркса, «блестящая плеяда современных английских романистов, которые в ярких и красноречивых книгах раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые, дала характеристику всех слоев буржуазии…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 487). Социально-критическое начало является определяющим и в русском Р., где в середине XIX в. его связывали преимущественно с линией, идущей от «Ревизора» и «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, с деятельностью писателей натуральной школы. Однако термин «критический реализм» нельзя понимать буквально, т. к. Р. XIX в. вовсе не был лишен утверждающего начала. В действительности художественно запечатленный пафос утверждения присущ всей большой реалистической литературе. Он ясно выражен не только в позиции автора, но часто и в образах героев, наделенных нравственной стойкостью или способных в высшие моменты жизни подняться над эгоизмом. Показывая измельчение личности в буржуазном обществе (Г. Флобер, Ги де Мопассан, А. П. Чехов и др.), литература Р. отразила вместе с тем и сопротивление разлагающему воздействию этого общества на личность, воплотила высокие нравственные ценности, стремление к социальной справедливости. Обозначение Р. как «критического Р.» не вполне точно и в том отношении, что, акцентируя конкретно-историческую значимость произведения, его связь с социальными задачами момента, оно оставляет в тени философское содержание и общечеловеческое значение шедевров реалистического искусства.
Р. 2‑й половины XIX в. достиг своих вершин в русской литературе, развивавшейся в тесной связи с освободительным движением. Русские писатели (даже и те, которые отвергали революционный путь) были «совестью» народа и страстно протестовали против всех форм социального и духовного порабощения человека. Отсюда — бескомпромиссное исследование ими общественных противоречий, иммунитет против настроений духовного аристократизма и эстетства. Новаторские качества русского Р., его критическое бесстрашие и острота постановки нравственных вопросов с особой силой сказались в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших к концу XIX в. центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами строения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, органически вводимой в ткань повествования, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах. Если Толстой, сочетая в большом эпическом повествовании широкий поток народного бытия с передачей таинственной динамики человеческих чувств и переживаний, «сопрягал» в противоречивое художественное целое человека, природу, общество, видел мир в его сложном единстве и взаимосвязи явлений, утверждал крепость здоровых начал в человеке, то Достоевский запечатлел прежде всего разорванность, расколотость человеческой души в условиях меркантильного, аморального мира; страдания «униженных и оскорбленных» современного мира становились у него философско-психологической основой захватывающих повествований, потрясающих жестокой откровенностью, возводивших конфликты повседневного существования в ранг высокой человеческой трагедии.
XIX в. выявил все основные эстетические принципы и типологические свойства Р. Хотя, например, классицизм, романтизм, символизм также постигают реальность своего времени и по-своему выражают реакцию на нее, в Р. верность действительности становится ведущим критерием художественности. Изображение мира утрачивает, как правило, абстрактно-условный, отвлеченно-аллегорический характер, одновременно поднимаясь и над натуралистической детализацией; оно обретает нередко такую степень жизненности, что о литературных героях говорят как о живых людях. Развитым формам Р. присуще, как правило, стремление к непосредственной достоверности изображения, к художественному «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Это не значит, однако, что названные признаки являются всеобщими и обязательными. Для Р. характерно как раз чрезвычайное разнообразие художественных форм; он принимает различный облик не только в литературе разных исторических периодов и стран, но порой и в творчестве одного и того же писателя. Тяготея в целом к жизнеподобию образов и ситуаций, Р. даже в самых зрелых формах не отказывается от иных способов художественного выражения — мифа, символа, гротеска, аллегории, подчиненных, однако, реалистическим принципам творчества, познанию человека в его общественных связях.
По определению Ф. Энгельса, «… реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (там же, с. 6—7). При этом типизация характеров и обстоятельств (см. Тип и Типическое) осуществляется в Р. как раз через «правдивость деталей», в самих «конкретностях» условий бытия персонажей: в подробных и четких описаниях лиц и предметов, в изображении определённого реального места действия, в обрисовке исторических или временных реалий, в достоверном воспроизведении особенностей быта и нравов, своеобразия речи жителей определённой местности, людей той или иной социальной и профессиональной среды. Все это способствует созданию живого образа реальности, рождая ощущение «равнозначности» изображенного в произведении и подлинной действительности. Для развитых форм Р. показательна слитность «типичного» и индивидуального, неповторимо-личностного: жизненная сила и убедительность реалистического характера находятся в прямой зависимости от степени индивидуализации, достигнутой художником.
Кардинальная проблема Р. — соотношение правдоподобия и художественной правды. Внешнее сходство изображения с его прообразами в действительности не является для Р. единственной формой выражения правды. Еще более важно, что такого сходства для подлинного Р. недостаточно. Хотя правдоподобие — важная и наиболее характерная для Р. форма осуществления художественной правды, последняя определяется в конечном счете не правдоподобием, а верностью в постижении и передаче сущности жизни, значительностью идей, выраженных художником. Стендаль, Бальзак, Толстой, Достоевский, Чехов и другие великие реалисты, с потрясающей художественной достоверностью изображая конкретные человеческие судьбы, органически связывают их с постановкой вопросов о природе человека, сущности общественных отношений и смысле жизни вообще. Именно поэтому у них событие и человеческий характер неисчерпаемы по богатству жизненного содержания и обретают духовную многозначность: узкая сцена «текущей» и «частной» жизни определённой эпохи раздвигается до пределов общечеловеческого бытия. Отметается случайное, художник, пользуясь выражением М. Горького, «домысливает» реальность. При этом скрытая сущность явления делается зримой для читателя. Тургенев так определял задачу писателя: «… стараться не только уловлять жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши» (Собр. соч., т. 12, 1958, с. 492—93).
В реалистической литературе внутренний мир и поведение героев несут на себе, как правило, неизгладимую печать времени. Писатель нередко показывает прямую зависимость их социальных, нравственных, религиозных представлений от условий существования в данном обществе, уделяет большое внимание социально-бытовому фону времени. И все же в зрелом реалистическом искусстве обстоятельства изображаются лишь как необходимая предпосылка раскрытия душевного мира людей. Главное познавательное достояние Р. — изображение характеров и целостной душевной жизни личности, обнаружение строя чувств, свойственных разным типам личности, душевных драм, — словом, всего того, что составляет жизнь человеческого духа. Выявляя воздействие среды на формирование характеров, Р. соприкасается в этом с натурализмом (как направлением). Однако если в натурализме доминирует односторонняя связь (человек — производное от наследственности и среды), то взаимоотношение характеров и обстоятельств в зрелом Р. всегда двусторонне: признается не только детерминированность поведения человека, но и потенциальная свобода его воли, способность личности подняться над обстоятельствами, противостоять им. Отсюда — глубокая конфликтность реалистической литературы: не только драма, но и роман, повесть, рассказ изображают жизнь в драматических столкновениях, рисуют трагедии и комедии человеческого существования.
Р. глубоко свойствен дух художественной объективности, нередко выражающийся в способности писателя подняться над своими личными пристрастиями и мировоззренческими установками. «В том, что Бальзак… вынужден был идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, в том, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи… — в этом я вижу, — писал Энгельс, — одну из величайших побед реализма…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, с. 8). Вместе с тем художник-реалист подходит к явлениям жизни не как пассивный и бесстрастный регистратор. Гуманизм писателя — фактор, с трудом поддающийся учету с помощью привычных литературоведческих категорий, но едва ли не самый необходимый для создания реалистических шедевров. Нравственная сила Р. проявляется в том, что даже при трагическом разрешении конфликтов он остается искусством жизнеутверждающим. Это неотделимо от способности художника острее других ощущать жизнь в ее изменчивой полноте, мучиться ее противоречиями, отождествлять себя с наиболее страждущей частью человечества. Активность писателя выражается в умении средствами реалистического искусства заставить читателя «…плакать, смеяться и полюблять жизнь…» (Толстой Л. Н., Полн, собр. соч., т. 61, 1953, с. 100), возбудить в нем положительные общечеловеческие нравственные стремления.
В последние десятилетия XIX в. судьбы Р. определялись сложным взаимодействием противоборствующих тенденций. Художественное освоение мира в литературе Р. захватывало новые сферы действительности, в т. ч. растущий антагонизм капитала и труда, борьбу рабочих против эксплуататоров («Жерминаль» Э. Золя). В мировую литературу включались новые национальные литературы; нередко именно на основе Р. они приходили к художественным достижениям, получившим международный резонанс. Начавшись с романа и повести, развитие Р. распространялось на другие роды и жанры литературы. Так, одним из крупнейших новаторов Р. в поэзии явился американец У. Уитмен, сделавший достоянием философски масштабной лирики широкую сферу повседневной прозы, трудовой практики человека. Классик бельгийской литературы Ш. Де Костер создал образец реалистического исторического романа, включавшего национально-легендарный героический элемент. Отразив своеобразие норвежского жизненного уклада, пьесы Г. Ибсена остро и тревожно поставили большие социально-нравственные вопросы эпохи. Успешно развертывается Р. в европейских славянских литературах (И. Вазов, Б. Прус, Я. Неруда, Б. Нушич), а также у ряда народов, населявших Россию (И. Франко, М. Коцюбинский, И. Чавчавадзе, Жемайте и др.). К концу XIX — началу XX вв. реалистическое направление утверждается и в основных литературах Востока: японской (Фтабатэй Симэй), индийской (Р. Тагор), китайской (Лу Синь) и др. В каждой стране Р. приобретал индивидуально-своеобразные формы. Вместе с тем рост международного культурного обмена, вызывая интенсивное взаимодействие национальных литератур, сказывался и на судьбах Р.
Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаружить и запечатлеть в образах возникновение новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов. Это особенно отчетливо проявилось в литературе XX в. Мастера Р. XIX в., как правило, имели перед глазами «…прозаически упорядоченную действительность…» (Гегель, Соч., т. 14, 1958, с. 273); в условиях сложившихся буржуазных отношений герой искал свое место в мире, казавшемся стабильным. В XX в. непрочность социальных устоев становилась все более очевидной; не только судьба личности, но и судьба общества осознавалась как острая проблема, требующая художественного исследования. Освободительное, антиимпериалистическое движение народных масс, растущее влияние идей демократии и социализма — все это еще в начале века направляет внимание многих писателей Р. в сторону судеб рабочего класса (Э. Синклер, Дж. Лондон, М. Андерсен-Нексё), вносит в творчество некоторых крупных писателей-реалистов революционно-героические мотивы, вызывает потребность в обновлении Р. Нарастание сил пролетариата создавало объективные предпосылки для формирования Р., проникнутого революционной действенностью, ощущением перспектив социалистического преобразования мира. Творчество М. Горького, который, передав динамику нарастающего движения масс, вместе с тем показал крупным планом революционное развитие личности, превращение рядового трудящегося человека в сознательного борца за революционное преобразование мира (роман «Мать»), стоит у истоков нового направления в мировом реалистическом искусстве XX в. — социалистического реализма.
Многообразие жизненного материала сочетается с возрастающим многообразием художественных форм. В XX в. мастера Р. далеко не всегда стремятся к внешнему правдоподобию изображения. Правда, искусство объективного, неторопливо развертывающегося повествования с тщательной психологической обрисовкой персонажей сохраняется и продолжает развиваться, подчас сочетаясь с элементами символики (Дж. Голсуорси, Р. Роллан, Т. Манн, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой). Дух XX в. сказывается здесь преимущественно в теснейшем переплетении частной жизни персонажей с историческими судьбами общества, показанного в его динамике. Однако в Р. XX в. налицо и иные художественные тенденции. Многие писатели, особенно сатирики, тяготеют к фантастике (иногда — к научной фантастике) и иносказанию (А. Франс, Г. Уэллс, позже — К. Чапек, М. А. Булгаков); невероятные сюжеты по-своему отражают непримиримые конфликты современного мира, связывают в единое целое острые проблемы, поставленные перед человечеством развитием науки, техники, общественных отношений. В художественную прозу широко вторгается философская и политическая публицистика.
Р. XX в. в своем развитии сталкивается с противоборствующими ему силами. Начало века было отмечено развитием различных форм декадентства в искусстве и эстетике. Высокому Р. в современном мире противостоит выпускаемая миллионными тиражами мещанская беллетристика (см. Массовая литература), апологетически искажающая облик действительности. Подделываясь под Р., она компрометирует принцип художественной достоверности в глазах части творческой интеллигенции и тем самым благоприятствует развитию нереалистических или антиреалистических модернистских течений. Модернизм в его крайних проявлениях (С. Беккет и др.) считает действительность непознаваемой и зло непреоборимым, превращает эксперимент в самоцель. Однако модернизм неоднороден, среди его ведущих мастеров есть крупные таланты, стремящиеся передать напряжение и беспокойство современного человека, трагедию человеческой разобщенности (Ф. Кафка, А. Камю). Хотя в смысле самых общих принципов водораздел между Р. и модернизмом может быть определен вполне отчетливо, в художественной практике современного Запада (а также Японии — Абэ Кобо и др.) существует множество противоречивых, промежуточных, переходных явлений; реалистические и модернистские тенденции подчас взаимодействуют и борются в творчестве одних и тех же писателей. Характерный пример — творчество М. Пруста, дающее, при всем субъективизме концепции, во многом достоверную картину жизни.
Многообразие и сложность содержания, разрабатываемого современным Р., влекут за собой напряженные поиски в области манеры письма. Синтетичность Р. XX в. сказывается в новых способах сюжетосложения, при которых пересекаются различные временные планы («Бильярд в половине десятого» Г. Бёлля), романическое действие включает события жизни разных стран и народов, легенды глубокой древности наталкиваются на современные ассоциации («Иосиф и его братья» Т. Манна, «Загадка Прометея» Л. Мештерхази, проза Г. Гарсии Маркеса, Ч. Айтматова; см. Мифы). В современном Р. возникают новые видовые и жанровые сочетания (эпическая драма Б. Брехта, лирико-публицистическая поэма В. В. Маяковского, П. Неруды), происходит интеллектуализация романа и драмы — развитие и противоборство идей, понятий становится движущей силой сюжета, поэтическое слово проникает в роман, а лирика по строю речи нередко сближается с прозой. В художественных произведениях широко входит репортаж, возникают жанры документальной повести и драмы. В то же время еще шире применяются различные условные приемы, иносказание, притча, символика, фантастика. При этом Р. порой ассимилирует отдельные художественные приемы нереалистических течений, например экспрессионизма. Поиски новых форм художественного обобщения, которые помогают овладевать новым, непривычно сложным жизненным материалом, не должны рассматриваться как уступка нереалистическим течениям; писатели прибегают к условным мотивам, образам, формам не для того, чтобы уйти от реальности, а для того, чтобы разобраться в ней, угадать ее скрытые движущие силы и перспективы, а подчас и для того, чтобы воздействовать на разум и совесть читателя неожиданностью выразительных средств.
Первой попыткой теоретического осмысления понятия «Р.» в его нерасчлененном значении можно считать античных мимесис («подражание природе»), особенно в интерпретации Аристотеля. Требование «подражания природе» было развернуто затем в теоретических суждениях мыслителей эпохи Возрождения. В дальнейшем становлению понятия правды в искусстве содействовали труды просветителей, в особенности Г. Э. Лессинга и Д. Дидро; последний, в частности, углубил теорию «подражания» понятиями «свободного подражания» и «манеры» (как преломления реальности в свете авторского идеала). Однако целостное и вместе с тем дифференцированное понятие Р. начинает складываться в конце XVIII — начале XIX вв.; тогда же возникает и сам термин «Р.». Первоначально он имел общеэстетическое значение, исходившее из положения Ф. Шиллера об антиномии «реального» и «идеального» и рассматриваемое в связи с проблемой: должно ли искусство быть воплощением идеала красоты и нравственности или, не отрицая существования идеала и сохраняя его в качестве меры и образца, стремиться к воплощению действительного мира как он есть, даже если этот мир находится в противоречии с идеалом?
В России эстетическая концепция Р. начинает формироваться уже в критических заметках А. С. Пушкина. Существенный вклад в теорию Р. внес В. Г. Белинский. Прослеживая эволюцию мировой поэзия и русской литературы, критик стремился осмыслить ее как длительную борьбу за утверждение принципов «реального» искусства, рождение которого в русской литературе он связывал с творчеством Гоголя. При этом ни Белинский, ни Н. Г. Чернышевский, развивавший его концепцию, термином «Р.» не пользовались. Н. А. Добролюбов, выдвинувший принцип «реальной критики», употреблял термин «Р.» при анализе поэзии Пушкина и И. С. Никитина, однако скорее в смысле восприятия жизни («жизненный реализм»), чем в значении способа ее воссоздания. Впервые этот термин для определения общих особенностей и приемов творчества Тургенева и Гончарова ввел П. В. Анненков в статье «Заметки о русской литературе прошлого года» (1849), но общеупотребительным он стал лишь с 1860‑х гг.
На протяжении 1‑й половины XIX в. в России и на Западе для обозначения явлений Р. пользовались нередко термином «романтизм»; размежевание терминов происходит только во 2‑й половине XIX в., когда французские писатели Ж. Шанфлёри и Л. Э. Э. Дюранти выступают с теоретическими декларациями, утверждающими принцип Р., — первый в сборнике «Реализм» (1857), второй в журнале «Реализм» (1856 — 1857). Однако основные теоретические положения Р. разрабатывались писателями и критиками на протяжении всего XIX в. Суждения Стендаля, Бальзака, Флобера, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, как и их творчество, сыграли определяющую роль в формировании концепции Р. Продолжая традиции передовой русской критики и опираясь на принципы диалектического и исторического материализма, советское литературоведение настойчиво разрабатывает теорию и историю Р., в освещение которых внесли вклад также зарубежные прогрессивные исследователи и критики-марксисты.
В современном зарубежном литературоведении вокруг проблемы Р. ведется напряженная борьба. Многие западные ученые полагают, что реалистическое воспроизведение жизни как цель иллюзорно: оно дает лишь условный, субъективный образ реальности, обладающий внешним, формальным правдоподобием. Нередки утверждения об «устарелости» Р., хотя наряду с этим имеют место и широкие, добротно обоснованные концепции Р. (в частности, у Э. Ауэрбаха). Предпринимались и попытки неоправданно расширительного толкования Р., размывающего грань между ним и модернистскими течениями в литературе XX в. (идея «реализма без берегов» Р. Гароди). В ходе таких споров понятия «Р.», «критический реализм», «социалистический реализм» вновь и вновь берутся под сомнение или понимаются по-разному; каждый теоретик и крупный художник вносит в интерпретацию этих понятий свои оттенки. Однако потребность в литературе, правдиво отражающей общественную жизнь, помогающей человеку разобраться в окружающем мире и в самом себе, не уменьшается, а возрастает. Свобода выбора изобразительных и выразительных средств, свойственная Р. и значительно развившаяся в XX в., как и способность усваивать, подчиняя своим задачам разнообразные формы и традиции, выработанные мировой литературой, дает возможность Р. устоять в смене литературных направлений. «В реализме индивидуальные стили приобретают такое значение, что необходимость в смене реализма другими стилями и направлениями уменьшается до минимума. Потребности в новом удовлетворяются в реализме в пределах самого реализма — новыми индивидуальными стилями» (Лихачев Д. С., Будущее литературы как предмет изучения, «Нов. мир», 1969, № 9, с. 182). Все это открывает простор дальнейшему развитию Р. в разнообразных формах.
Литература:
Лит. манифесты франц. реалистов, Л., 1935;
Лукач Г. К истории реализма, М., 1939;
Рус. писатели о лит. труде, т. 1—4, М. 1954 — 1956;
Проблемы становления реализма в литературах Востока. Материалы дискуссии, М., 1964;
Реализм и художественные искания XX в. Сб. ст. М., 1969;
Сучков Б., Историч. судьбы реализма, 3 изд., М., 1973;
Мотылева Т., Достояние совр. реализма, М., 1973;
Николаев П. А., Реализм как творч. метод. Историко-теоретич. очерки М., 1975;
Ауэрбах Э., Мимесис, пер. с нем., М., 1976;
Социалистич. реализм сегодня. Сб., М., 1977;
Андреев Ю. А., Движение реализма, Л., 1978;
Затонский Д., В наше время, М., 1979.А. А. Аникст, Т. Л. Мотылева.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.